19:55

say it in daylight
Узнала, что:

- слово "кавардак" в 17 веке называли дорогое вкусное яство, которым лакомились главным образом цари и бояре

- слово "плакат" от нем. Plakat - паспорт для людей податного сословия

- французское слово chauffeur означало в 18 веке - кочегар (буквально: тот, кто согревает) (наверное, во французском оно до сих пор то же значит?)

И ещё до меня, кажется, дошло почему неграмотно говорить "пару минут" - потому что "минута" - не парная вещь :gigi: :umnik:

источник: книга Корнея Чуковского "Живой как Жизнь"

@темы: Языки

Комментарии
05.05.2017 в 20:00

Не важно, где ночевать, всё равно же одной! Да хоть под берёзой...
(наверное, во французском оно до сих пор то же значит?)
В том числе) www.multitran.ru/c/m.exe?CL=1&s=chauffeur+&l1=4
05.05.2017 в 20:45

Сижу дома, никому не мешаю=Самоизоляция спасет мир!
почему неграмотно говорить "пару минут"
вот тут я не поняла. причем тут парность? «пара» помимо всего это просто обозначение числа 2. разве это ограничено какими-то правилами? аж интересно стало.
«купил пару бутылок пива»
«взял парочку подработок»
05.05.2017 в 20:52

say it in daylight
fotin@, я тоже всегда так говорила и писала, но уже пару несколько раз встречала в текстах серьёзных людей (Галь, Чуковский) - что так говорить не совсем правильно. Сложна мне было, ибо они не аргументировали почему-то, и я загуглила - оказалось, что говорить слово "пара" относится к парным вещам, например - ножницы, джинсы, шорты и проч. А "минута" - она не парная, и поэтому так говорить\писать - неверно. Как я поняла. :what:
05.05.2017 в 21:07

Сижу дома, никому не мешаю=Самоизоляция спасет мир!
swjuly, не согласна. слово «пара» как существительное - да. относится к парным вещам, а так же людям в качестве объединяющего слова. ну та же супружеская пара, например.
но у слова есть и значение числительного, что как раз употребляется в качестве обозначения числа 2. так что возможно употребление и так и этак. и пара бутылок пива вполне грамматически вернаая фраза) как и пара минут и пара чулок со штанами:vict:
05.05.2017 в 21:10

Fifty Shades of Greeen
слово "пара" относится к парным вещам, например - ножницы, джинсы, шорты и проч

Я наверное никогда этого не пойму. Потому что у джинсов две штанины? А у рубашки два рукава, почему она не пара? :-)
05.05.2017 в 21:12

LLAP
если мы говорим "пара дебилов", это же не обязательно пара как ячейка общества, понятно только, что это два дебила. потому что пара это 2 )
05.05.2017 в 21:21

Сижу дома, никому не мешаю=Самоизоляция спасет мир!
А у рубашки два рукава, почему она не пара? :-)
кстати, да, отлично подмечено:gigi: но тут могу предположить, что все потому, что слово «рубашка» изначально в единственном числе стоит поэтому пара, в любом своем состоянии, так сказать, означает множ. ч.
05.05.2017 в 21:37

- After all this time? - Always.
"«На пару дней»...
Про эту злосчастную пару (для непарных предметов) уже много писалось, но она упорно продолжает существовать, засоряя нашу речь. Между тем ясно, что может быть «пара сапог», «пара перчаток», наконец «пара лошадей», но «пары дней» быть не может: могут существовать или «два дня» или «несколько дней».
«"Пара лет" не по-русски». Это замечание сделал В. И. Ленин на рукописи одного автора.
Когда у Достоевского мы читаем: «У него была пара хороших дуэльных пистолетов», мы понимаем, насколько слово здесь стоит на месте: дуэльные пистолеты изготовлялись в количестве двух штук.
То же самое у Апухтина в его известном стихотворении «Пара гнедых»: и здесь невозможно сказать «несколько гнедых».
Происхождение этой неправильности нашей речи — в отличие от многих других-установить легко: по-немецки «ein Paar» (айн паар) означает два парных предмета, а «ein paar» — несколько предметов. Это объясняет, но отнюдь не извиняет указанную неряшливость в нашей разговорной речи."

(с) Борис Тимофеев "Правильно ли мы говорим?" 1961 год.

Вот уже сколько лет этой ошибке))
05.05.2017 в 21:41

say it in daylight
irguiz, аа, спасибо, человек!
:friend2:
05.05.2017 в 21:47

Сижу дома, никому не мешаю=Самоизоляция спасет мир!
Вот уже сколько лет этой ошибке))
может поэтому до сих пор и спорят лингвисты? ошибку за столько лет бы уже искоренили, но это явление все равно живет...

Происхождение этой неправильности нашей речи — в отличие от многих других-установить легко: по-немецки «ein Paar» (айн паар) означает два парных предмета, а «ein paar» — несколько предметов. Это объясняет, но отнюдь не извиняет указанную неряшливость в нашей разговорной речи."
и лично я не могу понять почему автор отрицал возможность использования числительного значения этого слова,если изначально оно уже существует?
05.05.2017 в 21:48

Life imitates art.
Первый раз слышу про пару ножниц. И вообще, эта "пара", кажется, доходит до абсурда. Всегда интересовало, трусы-то почему пара? Две дырки для ног в них?
05.05.2017 в 21:51

Уже пушинки парят над тлеющим терном. Скоро твоя перчатка сочтет пустые гнезда.
fotin@, так там же нет указания числа. Пара - это комплект из двух, а не несколько предметов, нет?

Голова Великого Магистра, пара трусов да, потому что половинку трусов невозможно использовать. Как и половинку ножниц, брюк или ботинок. Я это как-то так для себя объясняю.
05.05.2017 в 21:52

say it in daylight
fotin@, ошибку за столько лет бы уже искоренили, но это явление все равно живет
много каких ошибок до сих пор живёт, начиная со времён Достоевского :-D (или раньше) просто мы о них как правило не задумываемся))
05.05.2017 в 21:54

say it in daylight
Голова Великого Магистра,
поддерживаю watashi desu - пара трусов да, потому что половинку трусов невозможно использовать. Как и половинку ножниц, брюк или ботинков. Я это как-то так для себя объясняю.

мне немного помогает в этом английский, ибо они про такие вещи как раз говорят - a pair of jeans, pants. Но никак не couple, btw, хммм))
05.05.2017 в 21:56

Рыбодебил как дао. Элитный боевой хомячок Шу-куна! Со сковородкой! Режим Хатико активирован!
Хм... А по-моему эта пара минут и лет уже так прижились в нашем языке, что из ошибки стали частью нашей речи. :)
05.05.2017 в 21:59

Coeur-de-Lion & Mastermind
Ну и что? Называть бутерброд с колбасой бутербродом тоже неправильно. Но так сложилось и эволюционировало.
Есть варианты применения и значения, узкое и широкое. У Ожегова есть оба значения.

"Поди-ка на пару слов, на два слова, на беседу особицей..." - и это древний Даль. У него тоже есть оба значения. Если вы взяли что-то парой, то это пара, будь хоть пара слов, хоть пара минут, хоть пара гвоздей.
05.05.2017 в 22:05

Уже пушинки парят над тлеющим терном. Скоро твоя перчатка сочтет пустые гнезда.
maskarad pluton, да, «пара минут» и в слогане какой-то рекламы мелькала, если мне память не изменяет. У нас ещё прижились «ихний», «ложить», «моё день рождения» и «лично я».
От пары минут передергивает меня меньше, но всегда интересно, как все же говорить правильно)
05.05.2017 в 22:07

- After all this time? - Always.
fotin@, изначально парой назвались только парные предметы. Потом стали переносить значение на все подряд. Но язык всегда тяготеет к консервации, он не ручеек, чтобы меняться моментально, и это плюс, а не минус.

swjuly, maskarad pluton, мы уже лет сто говорим "сколько время", хотя это выражение абсолютно грамматически неправильно. Но если ошибка тянется столько лет, это не значит, что она перестала быть ошибкой.
05.05.2017 в 22:10

Coeur-de-Lion & Mastermind
мы уже лет сто говорим "сколько время"
"Сколько времени?", а не "сколько время" - последнее построение совершенно безграмотно.

У нас ещё прижились «ихний», «ложить», «моё день рождения» и «лично я».
Смешались в кучу кони, люди, ошибки и просто чьи-то мнения и тараканы :)
05.05.2017 в 22:17

- After all this time? - Always.
Бранд, безграмотно, но слышится везде. Так же как и ложить, и ихний, и звОнит... А еще есть надеть и одеть...
05.05.2017 в 22:22

Coeur-de-Lion & Mastermind
irguiz, да, однако построения "пара слов" и "пара минут" в одну кучу к "сколько время" и "ихним" складывать не нужно. Достаточно посмотреть словари.
05.05.2017 в 22:25

- After all this time? - Always.
Бранд, ошибка есть ошибка, не важно, лексическая она или грамматическая.
05.05.2017 в 22:34

Coeur-de-Lion & Mastermind
irguiz, а с какой радости это ошибка, если это не является ошибкой в официальных правилах русского языка? Чуковский, Ленин - всего лишь пользователи языка, как и мы с вами, у них могут быть свои мнения о происхождении слов и как "надо бы". У всех могут быть свои милые глюки.
05.05.2017 в 22:41

say it in daylight
Бранд, я не знаю, как там Ленин, но Чуковский был переводчиком и литературоведом - то есть отлично знал русский язык, а не "всего лишь" и "как мы с вами"))
Вы можете принимать или не принимать эту информацию - это ваше дело *кэп* Я принимаю, я спокойна)) не знаю, как вы)
05.05.2017 в 22:44

LLAP
swjuly, а Ожегов вам не авторитет? на него тут выше ссылались. или у него тоже ошибка?
05.05.2017 в 22:48

say it in daylight
девочка Ив, Ожегова не изучала, не знаю, следовательно, получается не авторитет :gigi:
05.05.2017 в 22:50

Coeur-de-Lion & Mastermind
swjuly, не хотите, не пользуйтесь словами, которые вам не нравятся, ваше право :) Но Даль и Ожегов для меня все равно ориентиры поярче Чуковского :)) И обычная логика подсказывает, что идеальная пара - это чаще всего не близнецы, которые сразу рождаются парой :))
05.05.2017 в 22:54

LLAP
:lol: тогда конечно
05.05.2017 в 22:54

say it in daylight
Бранд, не хотите, не пользуйтесь словами, которые вам не нравятся, ваше право
да, я в курсе) Ориентиры (как и логика) у всех разные - у кого-то Даль, у кого-то Ожегов, у кого-то Чуковский, у кого-то ещё кто-нибудь. Очевидно)))
05.05.2017 в 23:00

потому что половинку трусов невозможно использовать

А половинку рубашки? Да вообще любой вещи?

У нас ещё прижились «ихний», «ложить», «моё день рождения» и «лично я».

Нетнетнетнетнетнетнет!!!! :str: