когда я говорил, что хочу всё и сразу, то не имел в виду проблемы.
Синестезия — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Другое определение синестезии можно сформулировать следующим образом: явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Не является психическим расстройством.
В одной из широко распространённых форм синестезии, известной как графемно-цветовая, цифры или буквы воспринимаются окрашенными. В пространственной форме синестезии числа, годы, месяцы, и/или дни недели представляются расположенными в определенном месте пространства (например, 1980 может быть «дальше», чем 1990), или могут появляться в форме трёхмерной карты (например, расположенные по часовой стрелке или против неё).
(для лучшего понимания феномена стоит пролистать вики)
Будучи ребёнком, Патрисия Линн Даффи (писательница и синестет) как-то сказала своему отцу: «Я поняла, чтобы сделать R, мне нужно сначала написать P, а затем нарисовать линию вниз от петли. Меня так удивило, что я могу превратить жёлтую букву в оранжевую, просто добавив чёрточку».
Согласно мнению невролога Ричарда Сайтовика, хроместезия (фонопсия) — это «что-то вроде фейерверка»: «Голос, музыка и разнообразные звуки окружающей среды, такие как звон посуды или лай собаки, вызывают ощущение цвета и фейерверк форм, которые возникают, перемещаются, а затем исчезают, когда звук прекращается. Звук часто меняет воспринимаемый оттенок, яркость, мерцание и направленность движения.»
В одном исследовании, люди с синестезией локализации последовательностей были в состоянии восстановить в памяти события прошлого, при этом воспоминания были намного чётче и в гораздо больших деталях, чем у тех, кто не обладал такой способностью. Такие люди, помимо прочего, видят месяцы или даты в пространстве вокруг себя. Некоторые из них видят время в виде часов, над и вокруг них.
В одной из широко распространённых форм синестезии, известной как графемно-цветовая, цифры или буквы воспринимаются окрашенными. В пространственной форме синестезии числа, годы, месяцы, и/или дни недели представляются расположенными в определенном месте пространства (например, 1980 может быть «дальше», чем 1990), или могут появляться в форме трёхмерной карты (например, расположенные по часовой стрелке или против неё).
(для лучшего понимания феномена стоит пролистать вики)
Будучи ребёнком, Патрисия Линн Даффи (писательница и синестет) как-то сказала своему отцу: «Я поняла, чтобы сделать R, мне нужно сначала написать P, а затем нарисовать линию вниз от петли. Меня так удивило, что я могу превратить жёлтую букву в оранжевую, просто добавив чёрточку».
Согласно мнению невролога Ричарда Сайтовика, хроместезия (фонопсия) — это «что-то вроде фейерверка»: «Голос, музыка и разнообразные звуки окружающей среды, такие как звон посуды или лай собаки, вызывают ощущение цвета и фейерверк форм, которые возникают, перемещаются, а затем исчезают, когда звук прекращается. Звук часто меняет воспринимаемый оттенок, яркость, мерцание и направленность движения.»
В одном исследовании, люди с синестезией локализации последовательностей были в состоянии восстановить в памяти события прошлого, при этом воспоминания были намного чётче и в гораздо больших деталях, чем у тех, кто не обладал такой способностью. Такие люди, помимо прочего, видят месяцы или даты в пространстве вокруг себя. Некоторые из них видят время в виде часов, над и вокруг них.
А вот как можно чувствовать цвет букв или слов, никогда не понимала. Наверное, это круто.
причем я не всегда (почти никогда) не могу точно описать цвет, особенно слов или фразы - это куча оттенков, очень сложно словами описать.
но если что-то и является в моей жизни аксиомой, так это то, что буква "а" красная.
но не знала, что для этого есть термин )
я даже если задам сотни наводящих вопросов, не смогу уместить это в голове и представить. это удивительно и чарующе.
Я: А буква "І"...
Она (радостно): Синяя, да?!
Я: Нет О_О Ярко-желтая же... О_____О
До сих пор вспоминаю и ржу
Ноты тоже воспринимаются в цвете, как и разные тональности. Ещё у эмоций цвета и, эээ, материал?.. Форма?.. В общем, вот одна - серая-пушистая-шерстяная-очень мягкая на ощупь, вторая - словно жёлтый светящийся туман. Ещё бывает, что эмоция воспринимается бонусом как движение: парящая, застывшая, стремящаяся куда-то плотным потоком.
Часто какая-либо информация в голове не в форме слов, а сложная схема из цветов, структур, эмоций, фактур, все это в определённом пространственном соотношении, да ещё и движется и воспринимается одномоментно. В слова перевести бывает очень сложно, иногда проще нарисовать: там хотя бы часть информации сохраняется в первозданном виде.
Запахи тоже цветные, иногда в голове тоже материал/фактура появляются (не связанные в основном с источником запаха). И эмоционально окрашенные - но это, думаю, у многих. Звуки цветные, и тоже отчасти с материалом/фактурой. А вот пространственного варианта с датами или временем не было никогда, слегка завидно)
Но Т у меня коричнево-серо-черная
боже, как описать словами этот оттенок?
В. Набоков, как и его мать, был синестетом («Другие берега»). Как и П. Верлен, М. Горький, Б. Пастернак, А. Рембо, М. Цветаева (в своих дневниках описывала цвет нот), Ш. Бодлер, Н. Римский-Корсаков, Дж. Хендрикс, Э. Мунк, В. Моцарт, И. Левитан, И. Бунин, Й. Гёте, Н. Гоголь, и многие другие видные деятели искусств.
В. Моцарт – австрийский композитор. Он обладал цветным слухом, говорил, что си-бемоль в миноре – черная, а гамма ре-мажор – тепло-оранжевая.
Ф. Лист – венгерский композитор. Работая капельмейстером в Вене, он однажды удивил оркестр, попросив играть тональность «немного синее».
М. Монро – актриса, певица, фотомодель. Ее биограф и племянница утверждают, что Мэрилин была способна «видеть вибрацию» от звука.
М. Ганье – карикатурист, художник. Создатель синестетических вкусовых последовательностей в произведениях Disney и Pixar.
Р. Фейнман – физик, Нобелевский лауреат. Графема-цветовая синестезия.
А. д’Абади – географ, этнолог, лингвист. Редкая форма синестезии – видел числа, о которых думал, в окружающих вещах – деревьях, домах, предметах обихода.
В. В. Кандинский, в первом выпуске альманахе "Синий всадник" (1912) была помещена сценическая композиция «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана, готовилась и её постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны)
Х. Кортасар - "Игра в класскики"
Скрябин (“Я вижу До мажор красным”)
Леонид Шерешевский:
"Я вспоминаю, — пишет Лурия, — как однажды мы с Шерешевским шли из института.
— Не забудьте дорогу, — предупредил я его, запамятав, с кем имею дело.
— Нет, что вы, — ответил он. — Разве можно забыть? Ведь этот забор, он такой соленый на вкус и такой шершавый, и у него такой пронзительный звук..."
Платон в своем "Меноне" описывает цвет как "истечение формы – соотнесение человеком внешнего вида предмета со своим внутренним чувством". В "Теэтете" он боле широко рассуждает на тему восприятия: "Каждый цвет: черный, белый или любой другой, возникает при встрече глаза с определенным движением, и то, что мы именуем "субстанцией" каждого цвета – не является ни активным, ни пассивным элементом – это нечто такое, что проходит между ними и зависит от воспринимающего. Разве ты уверен, что те цвета, которые воспринимает собака – те же, что воспринимаешь ты?
Пифагор считал, что у каждого человека, как и у каждой планеты в космосе, есть собственная музыка – музыка его сфер. Для Пифагора звуки были производными от божественной науки – математики, а гармония звучания жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагор разделил множественные реальность на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму.
Стихотворение А. Рембо, в котором он описал свои представления о цветах букв:
А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый.
О – синий: тайну их скажу я в свой черед,
А – бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е – белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У – трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной –
О – дивных глаз ее лиловые лучи.
Среди современных людей множество синестетов, скорее всего к ним относится Леди Гага, Татьяна Толстая, Б. Акунин и множество музыкантов. Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили (Майкл Хаверкамп www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitwor...)
-----------------------
Не проверял информацию по каждому конкретно, но примерно 4% людей имеет синестезию того или иного рода. Некоторым без синестезии очень обидно наверное, от чего хочется поплеваться ядом, но в чем тут обидность - непонятно, так как это не дает никаких бонусов и просто необычное восприятие.
Американские ученые пришли к выводу, что синестезия является нормальным качеством всех новорожденных, достигая пика к двухмесячному возрасту и постепенно исчезая после этого, сообщает Medical Xpress.
medportal.ru/mednovosti/news/2012/02/10/synesth...
и ходят слухи, что ее можно даже развить ))) Задействуя различные отделы мозга одновременно, чтобы между ними усиливались связи по правилу Хебба.
А еще есть предположение, что отсутствие расширенного восприятия, которое известно медицине уже в 50 видах, связано с ядом внутри - больше яда, меньше восприятия ))) Шутка )))