Не отравят, так зарежут. Не меня, так другого.
Узнала о том, что в 1929-1934 гг. советское правительство распродало часть коллекций Эрмитажа за рубеж, чтобы получить валюту для вложений в индустриализацию.

В результате, 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию — включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль. Некоторые из этих полотен находились в собрании музея ещё со времён его основания Екатериной Великой.

При этом доход от продаж составил не более одного процента от валового дохода страны и значимого влияния на ход индустриализации не оказал, нанеся при этом значительный ущерб национальному культурному достоянию и международной репутации.

Больше интересных подробностей в вики - там и странные схемы, и свидетельства непрофессионализма, и оценка потерь, и полный список утраченного.

Возможно, для многих это аццкое хмели-сунели, но мимо меня данный факт как-то прошел совсем, несмотря на специфику образования.

@темы: Искусство, История

Комментарии
14.11.2016 в 14:51

Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
Узнала об этом в подробностях (какие картины, где сейчас и тд) из фильма Открывая Эрмитаж.
Возможно, кому-то тоже будет интересно и нагляднее в форме видео. Да и вообще фильм приятный.
14.11.2016 в 14:59

Не важно, где ночевать, всё равно же одной! Да хоть под берёзой...
В школе рассказывали, но мельком совсем.
14.11.2016 в 15:09

Даже самый суеверный человек не откажется от 13й зарплаты
ход от продаж составил не более одного процента от валового дохода страны и значимого влияния на ход индустриализации не оказал,
Есть маленький нюанс - с молодой советской республикой на тот момент никто не рвался торговать, а технологии были нужны. К тому же конец двадцатых - депрессия, и спрос на традиционные товары сильно упал.
Так что всё не так однозначно, хотя и справедливо насчёт
странные схемы, и свидетельства непрофессионализма,
Можно было бы продать дороже на открытых аукционах. Но тут вмешиваются вероятные собственники из числа беглых дворян, предъявляющие права на музейные ценности. В некоторых странах под этим соусом продажи вообще запретили.
14.11.2016 в 15:14

в 5 утра по улицам едет скорая помощь, мама, это ко мне, надеюсь, это ко мне. заботливый доктор превратит меня в овощ, мама, я буду расти на твоем окне © С. Слепаков
У меня только вопрос, как это связано с чтением )
14.11.2016 в 15:27

Не отравят, так зарежут. Не меня, так другого.
Wizzard Rick, я тоже думаю, что не все так уж однозначно - в вики статья достаточно эмоциональна, что невольно наводит на размышления - но, все же, шаблон у меня слегка покорежило) Скажем так - я бы не удивилась такой штуке в 1922 году, но в 1929-м...
14.11.2016 в 15:29

Не отравят, так зарежут. Не меня, так другого.
transvaal_daisy, извините, это личные ассоциации - как я чуть выше написала, у меня покорежился шаблон, связанный со взаимоотношениями советского правительства и культуры в целом) Надеюсь, Вы не станете отрицать, что чтение, как и живопись, является неотъемлемой частью общей культуры)
14.11.2016 в 17:19

А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
доход от продаж составил не более одного процента от валового дохода страны и значимого влияния на ход индустриализации не оказал, нанеся при этом значительный ущерб национальному культурному достоянию и международной репутации.
Вот эту фразу неплохо бы обосновать. Потому что во-первых, 1% от ВВП, вообще говоря, сумма гигантская, во-вторых, сравнивать надо не с ВВП, а с располагаемыми доходами бюджета, чтобы, грубо говоря, сравнить насколько больше смогли купить за проданные предметы искусства, чем купили бы без них, а в-третьих, нужно помнить, что продавали их за рубеж и за валюту, а обменный курс в условиях запрета на владение валютой для населения (Буглаковское "Сдавайте валюту" помните?) был сильно занижен, и способов достать валюту для покупки технологий у Советского правительства той поры было не очень много, да и позже тоже. Собственно, на тех станках, купленных за проданные предметы искусства, была выкована победа в Великой Отечественной.
14.11.2016 в 17:44

Не отравят, так зарежут. Не меня, так другого.
Ringmaster, поскольку я действительно этот факт узнала только сегодня, то ничего пока ответить не могу, тем более, что налицо нехватка источников информации (Эрмитаж не может быть объективен в оценке экономических фактов, что и понятно, да и то, что сам факт продажи до 90-х не был обнародован, тоже не способствовало развитию каких бы то ни было исследований на данную тему).

Возможно, кто-то в треде лучше осведомлен, но пока могу только сказать, что валовой доход (ВНД, если не ошибаюсь) и ВВП - все-таки не одно и то же, хотя 1% - в любом случае большая сумма, да. Другое дело, насколько огромна она была в масштабах того, что реально требовалось на тот момент.
Мне сразу вспоминаются хроники строительства Уралмашзавода... Банников с лошадкой...)))
14.11.2016 в 18:55

А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
Black Queen, вряд ли кто-то в треде осведомлён в достаточной степени, этот вопрос может послужить темой если не диссертации, то уж основательной статьи-то точно, на стыке истории, экономики и искусствоведения.
Да, с ВВП и ВНД я промахнулся)
Уралмаш... Магнитка - вот это жесть была. Кстати, строительство началось именно в 1929 году.
14.11.2016 в 19:20

Не отравят, так зарежут. Не меня, так другого.
Ringmaster, кажется, пора получать второе высшее) вот и тема для дипломной работы наклюнулась)
Уралмаш начали строить в 1928м. Думаю, и еще многое тогда же - первая пятилетка и все такое. При этом было много немецких специалистов, и платили им, думается мне, тоже валютой. Хотя хз.
На самом деле, я никогда не задумывалась о финансовых вопросах того времени. Как-то привыкла считать, что все делалось на трупах громадном энтузиазме.
14.11.2016 в 22:09

А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
Black Queen, ну, точные станки на энтузиазме не сделаешь, химическую промышленность не построишь, как и многое другое...
14.11.2016 в 22:58

Небольшое дополнение.

Помимо картин из Эрмитажа, за границей в музеях можно найти советские космические спутники, скафандры и части космических кораблей. В Вашингтоне в Музее воздухоплавания и астронавтики, например.
Хотя обстоятельства приобретения их неизвестны (хотя, возможно, и получится нагуглить), за державу так же обидно.
14.11.2016 в 22:58

Небольшое дополнение.

Помимо картин из Эрмитажа, за границей в музеях можно найти советские космические спутники, скафандры и части космических кораблей. В Вашингтоне в Музее воздухоплавания и астронавтики, например.
Хотя обстоятельства приобретения их неизвестны (хотя, возможно, и получится нагуглить), за державу так же обидно.
15.11.2016 в 00:39

Невыносима мне легкость бытия, внутри Хиросима, а снаружи тополя.
Black Queen, По идее, исследования на данную тему должны быть. Если вам будет интересно, то могу поспрашивать своих преподавателей. И прислать список в у-мыл)
15.11.2016 в 00:43

Невыносима мне легкость бытия, внутри Хиросима, а снаружи тополя.
Petersburger Queen, скорее всего эти вещи либо дарились, либо покупались на Всемирных выставках EXPO, в которых СССР тоже принимало участие с 1925-го года еще
15.11.2016 в 03:37

Даже самый суеверный человек не откажется от 13й зарплаты
Помимо картин из Эрмитажа, за границей в музеях можно найти советские космические спутники, скафандры и части космических кораблей. В Вашингтоне в Музее воздухоплавания и астронавтики, например.
Хотя обстоятельства приобретения их неизвестны (хотя, возможно, и получится нагуглить), за державу так же обидно.

у нас в 90х была массовая распродажа всего. Причём не на индустриализацию.
15.11.2016 в 12:30

Фердинанд великолепный., по-моему, акты дарения и подобных покупок на выставках обычно взаимны. В России разве много американских космических спутников?
Я больше склоняюсь к версии Wizzard Rick.
15.11.2016 в 13:07

Невыносима мне легкость бытия, внутри Хиросима, а снаружи тополя.
Petersburger Queen, Совершенно не обязательно) если хотите специально для вас, могу также уточнить у своих преподавателей. Хотя слова  Wizzard Rick определенно правдивы.

В России разве много американских космических спутников?

Отличный вопрос) лично я им не занималась, поэтому сходу сказать не могу
15.11.2016 в 13:50

Не отравят, так зарежут. Не меня, так другого.
Фердинанд великолепный., я была бы крайне признательна, спасибо))
15.11.2016 в 13:54

Невыносима мне легкость бытия, внутри Хиросима, а снаружи тополя.
Black Queen, Хорошо, тогда постараюсь в ближайшее время все разузнать)