Пара человек подняло вопрос репрезентативности выборки, так что для полноты я принёс вам ещё ссылку на ВЦИОМ, им 36% ответило, что "практически не читают книг.
во избежание травм, держитесь за поручни. во избежание травм, держитесь.
Tiresias, я тоже "практически не читаю", прочитывая в будние дни не более 50 страниц художественной литературы. )) ссылка хорошая, там как раз всё адекватно и внушает доверие, а представленные данные о респондентах многое объясняют. и ничего особенно страшного в результатах я лично не вижу. это просто статистика. )
Tiresias, т.к. я была одной из этой пары, прокомментирую.) во-1, в масштабах страны 50% и 36% - это таки большая разница. во-2, этот опрос тоже вызывает сомнения: - не описано значение этого выражения применительно к опросу. я вот тоже сейчас "практически не читаю", так как 5-6 начатых книг за квартал. плюс я не считаю рабочую литературу, статьи, газеты и т.д. - все-таки выборка в 1600 человек - это маловато, чтоб на всю Россию экстраполировать.
не к комментарию Tiresias, а вообще. а. дискуссия напоминает бой остроконечников с тупоконечниками.) б. у меня не сложилось впечатление, что люди, которые не читают, просто попытались донести свою точку зрения. так что комментарии в стиле "что вы оправдываетесь, вас просто не научили правильно родину литературу любить" мне видятся действительно несколько снобскими и некорректными.
Может, позволить себе влюбиться, раз уж нечем себя убить?!
тем не менее есть такая штука, как умение читать. и очень часто людей не учат читать в школе. и родители бывают нечитающие. оправдания типа: нет времени - это отмазки. на все есть время, если очень хочется. значит - не хочется. но выдавать нежелание читать за норму это однобоко. и уж гордиться этим точно не стоит ИМХО
но выдавать нежелание читать за норму это однобоко. а зачем читать художественную литературу во взрослом возрасте? Мне абсолютно, например, неинтересно тратить время на воображаемые приключения или душевные страдания воображаемых людей.
Песня_Ветра_, у меня у читающих родителей в квартире, где несколько шкафов забиты книгами, есть читающая я и абсолютно не читающий брат. не всегда воспитание и среда решают, очевидно. "нет времени" - действительно отмазка.) ну, а как бы с чего я должна досконально объяснять каким-то левым людям в инете, почему я в конце рабочего дня не бегу к книжке.) это не их дело. что это за "общественность желает знать"? для этого и существуют все универсальные отмазки. но выдавать нежелание читать за норму это однобоко. и уж гордиться этим точно не стоит так же однобоко, как выдавать за единственно приемлемую норму желание читать и любовь к книгам.) а гордость за себя, даже гордыню, кста, я чаще у читающих наблюдаю.) имхо
это ценностный спор, поэтому никто никого не убедит.) бой остроконечников с тупоконечниками, говорю же.)
Rikkardia, в масштабах страны 50% и 36% - это таки большая разница. да, я для полноты картины и принёс ____
Мне бы тоже хотелось оставить комментарий о своём впечатлении от этой дискуссии. В прошлом году я прочитал вдвое больше книг, чем читал обычно. Изменилось и качество — больше науч.попа и публицистики, художки неосвоенных ещё жанров. По итогам года, я ощутил, что изменился. Я стал мыслить иначе, видеть иначе. Это поразительный опыт. Но как защитники чтения могут рассказать об этом опыте тем, кто его не испытал? Как, не испытав чего-либо, можно говорить, что этого и в природе не существует?
Зачем читать художественную литературу? Затем же, зачем ходить в театр или кино, или в картинную галерею. Литература — это вид искусства.
Зачем читать не художественную литературу? Затем, что это единственный пока способ изучить что либо. Лекции и обучающие фильмы, в которых вам перескажут прочитанные книги — весьма неполная альтернатива, свежие научные статьи освещают новое, а не фундаментальное, без которого это новое не на что поставить
Наверное, стоит обговорить банальные истины, что, мол, читать или не читать — личное дело каждого, и что, наверное, чтение должно быть в радость, а не самоцелью. Но я верю, что величие человеческой культуры передаётся через книгу
Песня_Ветра_, красивая речь и широкий словарный запас могут быть нужны далеко не всем. По сути это нужно тем, кто: а) работает в сфере, где это необходимый навык; б) вращается в кругу, где это воспринимается как само собой разумеющееся, где к тебе могут относиться хуже, если ты заявишь, что не любишь читать, продемонстрируешь незнание сюжета или персонажей известных произведений, будешь употреблять слова в несвойственном им значении или делать ошибки в простых словах. Все. Всем остальным это может доставлять удовольствие, но это не необходимость.
При этом я не замечала, чтобы чтение оказывало серьезное влияние на что-либо, кроме этого. Я бы не сказала, что читающие люди лучше разбираются в людях, легче строят отношения и быстрее и точнее понимают отношение людей к себе, эффективнее планируют свое время и ресурсы, быстрее ориентируются в новых технологиях и могут лучше организовать свой быт, свою жизнь и других людей. Т.е. делают лучше то, что нужно в повседневной жизни большинству людей.
Интересно, развернулись бы тут такие же баталии, если бы опрос был про то, сколько людей знает закон Ома или классификацию Линнея, и выяснилось, что N% в год не прочитали ни одной научной статьи или книги, и их знания о мире отстают лет на 5-10? Или это не так ценно, как художественная литература?..
Tiresias, некоторые книги - тоже)) Я взял условные примеры и именно оперативное знание - не когда-то что-то такое учил, а имею представление и какое-никакое понимание. Тем более, что со времён школьный уроков физики или биологии появились новые данные, новые теории. Однако, за "неконтач" с этой частью величия человеческой культуры обычно не стыдят, как за непрочтение н-ного количества книг в год
Tiresias, разговоры об упадке культурности - ровесники самой культуры, по-моему)) Как и о "нынешних нравах" или "с каких пор ЭТО стало красивее, чем ЭТО"
ой, подождите-ка, меня догнала идея об отставании от знаний, за которые не стыдят. Я знаю математику на уровне начальной школы и только (ну, капельку мат. стата ещё). Это уровень, не знаю, тысячи три лет отставания от современной науки? Когда я возьмусь отодвинуть барьер неграмотности, что же я сделаю? Я прочитаю книгу! О, боже, так может, именно поэтому количество прочитанных книг имеет значение и вызывает холивары? Зря я сказал, что это другой разговор, это тот самый разговор)
Tiresias, По итогам года, я ощутил, что изменился. Я стал мыслить иначе, видеть иначе. Это поразительный опыт. то, что вы описали, больше связано с качественным скачком в сознании, с познанием вообще. у меня один из последних таких скачков связан с занятиями музыкой: я осознала, что это очень точная конкретная наука, похожая на математику. раньше я об этом просто знала и читала, но осознала только сейчас.
__ я сама ратую за две вещи в связи с чтением и любым другим занятием: 1. сначала попробуй что-то сделать, а потом уже говори об отношении к этой деятельности.) 2. дело не в чтении, а в стремлении к развитию в принципе. если оно есть, человек найдет способы утолить информационный голод.
___ Когда я возьмусь отодвинуть барьер неграмотности, что же я сделаю? Я прочитаю книгу! О, боже, так может, именно поэтому количество прочитанных книг имеет значение и вызывает холивары? Зря я сказал, что это другой разговор, это тот самый разговор) а я запишусь на онлайн-курсы, скорее всего + буду гуглить.) может быть, стану заниматься с репетитором. мне знания проще даются в диалоге, а режим учебы дисциплинирует.)
Rikkardia, а я запишусь на онлайн-курсы, скорее всего + буду гуглить.) может быть, стану заниматься с репетитором. мне знания проще даются в диалоге, а режим учебы дисциплинирует.) другая стратегия познания, ок, это я могу понять) но я думал об этом, и у меня остался вопрос - можно ли действительно изучить предмет, не прочтя не одной книги? у меня просто нет такого опыта.
Tiresias, если не считать лекции, статьи и прочее за чтение? думаю, в наше время это возможно. до определенного уровня знаний, конечно, но и одно только чтение книг не делает человека профессионалом. но это уже немного подмена предмета спора. я могу читать книги чтобы получить знания, добраться до них. я не обязательно буду наслаждаться слогом, читая "Теорию вероятностей". если цель - знания, то человек сначала перероет всю доступную информацию по теме (а это и раньше были не только книги: странствия, поиск учителя - все это тоже важно в познании), а потом начнет производить знания - строить теории, проводить исследования. изначально же разговор шел о любви к чтению. но что под этим подразумевается? если любовь к знаниям, то сейчас они доступны не только в письменном виде. если любовь к запаху типографской краски и шуршанию страниц, или наслаждение от процесса, от вида букв складывающихся в слова, то это уже что-то вроде фетиша - настаивать, чтобы все им прониклись, значит, посягать на их свободу выбора.)
Tiresias, если речь идет не об академических предметах - то почему нет? Плюс даже если человек прочел несколько книг по своему предмету, и дальше читает только выходящие статьи, вероятно, что в опросе он скажет: "я не читаю книги".
Rikkardia, я не обязательно буду наслаждаться слогом, читая "Теорию вероятностей". думаю, эта дискуссия вышла несколько сбитой из-за того, что статистика говорит о книгах вообще, а многие из обсуждающих - только о художественной литературе (а я скорее только о нон-фикшне)
если любовь к запаху типографской краски и шуршанию страниц фетишизацию именно бумажных книг и стоны по поводу их отмирания я тоже не понимаю) какая-то подмена смысла формой, приоритет личных пристрастий
спасибо за ответ, думаю, Вы здорово сдвинули стрелку моего скепсиса)
Baruffio, я, видимо, думаю только об академических. В голову только и приходят, что серьёзные науки. А если не академические — то это же скорее навыки, нет? навыки приходят только в работе
Tiresias, ну даже если речь идет об академических предметах, но человек прочел немного книг, чтобы усвоить знания, а дальше уже постигает предмет с учителем\по статьям и т.д., то он, вероятнее всего, скажет про себя, что книги не читает.
Tiresias, если честно, я наслаждаюсь и запахом типографской краски, качественной бумагой и хорошим плотным переплетом, и электронной книгой с ее компактностью, и процесс чтения люблю (он меня умиротворяет). но так как во главе всего у меня познание, мне легко не заморачиваться на том, каким конкретно способом человек получает информацию.) хотя я не сразу к этому пришла, а как раз с развитием технологий. раньше я тоже не понимала нелюбовь к чтению, ибо как же так! знания же!))
Может, позволить себе влюбиться, раз уж нечем себя убить?!
разорвалась на два одинаковых треда, перечитала где и что написано. итак- здесь. первое - в заглавном посте написано про электронные книги, аудиокниги. посмотрите. совсем не только про художественную литературу. про книги. могу предположить, что и учебники по физике там имеются в виду. зачем читать художественную литературу во взрослом возрасте боюсь, вам этого не объяснить. ну, а как бы с чего я должна досконально объяснять каким-то левым людям в инете, почему я в конце рабочего дня не бегу к книжке. а разве кто-то просил объяснять? когда кто-то говорит, что у него не хватает времени жить/читать книги/изучать языки/общаться с детьми - это всегда отмазки. а причины этих отмазок никого не интересуют. так же однобоко, как выдавать за единственно приемлемую норму желание читать и любовь к книгам нет, если вас не научили читать. тогда повзрослев, книги вы будете не любить. По итогам года, я ощутил, что изменился. Я стал мыслить иначе, видеть иначе. Это поразительный опыт. после вуза был год, когда я почти не читала. я много общалась лично, много просматривала комментариев в соц.сетях (тоже букаффки), очень много видео, аудио, люди какие интересные встретились! - но без книг. и это был ужасный опыт. красивая речь и широкий словарный запас могут быть нужны далеко не всем. разумеется. поэтому в автобусе говорят "оплочивайте свой проезд"))) Или это не так ценно, как художественная литература?.. далась вам эта художественная литература. речь изначально - о книгах в целом. об электронных и аудиокнигах в том числе. Вам ответит нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса и хорошо, надо сказать, ответил)
Tiresias, нет, ну а правда, зачем нужно человеку, чья деятельность не подразумевает обязательность грамотной речи, и в чьем круге общения начитанность не является ценностью, читать, если ему это не доставляет удовольствие? Возьмем, например, маляра. Хороший, трудолюбивый парень, знает свое ремесло, неплохо зарабатывает. Не читает, делает ошибки в письменной речи (например, ться-тся) и в устной (к примеру, звОнит). Но в его окружении все так пишут, все так говорят и все мало читают. Вопрос: зачем ему начинать читать, если ему это скучно, и это никак не может повлиять ни на его успешность в работе, ни на взаимодействие с окружающими?
а вот это очень верно.
ссылка хорошая, там как раз всё адекватно и внушает доверие, а представленные данные о респондентах многое объясняют. и ничего особенно страшного в результатах я лично не вижу. это просто статистика. )
во-1, в масштабах страны 50% и 36% - это таки большая разница.
во-2, этот опрос тоже вызывает сомнения:
- не описано значение этого выражения применительно к опросу. я вот тоже сейчас "практически не читаю", так как 5-6 начатых книг за квартал. плюс я не считаю рабочую литературу, статьи, газеты и т.д.
- все-таки выборка в 1600 человек - это маловато, чтоб на всю Россию экстраполировать.
не к комментарию Tiresias, а вообще.
а. дискуссия напоминает бой остроконечников с тупоконечниками.)
б. у меня не сложилось впечатление, что люди, которые не читают, просто попытались донести свою точку зрения. так что комментарии в стиле "что вы оправдываетесь, вас просто не научили правильно
родинулитературу любить" мне видятся действительно несколько снобскими и некорректными.оправдания типа: нет времени - это отмазки. на все есть время, если очень хочется. значит - не хочется.
но выдавать нежелание читать за норму это однобоко. и уж гордиться этим точно не стоит
ИМХО
а зачем читать художественную литературу во взрослом возрасте? Мне абсолютно, например, неинтересно тратить время на воображаемые приключения или душевные страдания воображаемых людей.
"нет времени" - действительно отмазка.) ну, а как бы с чего я должна досконально объяснять каким-то левым людям в инете, почему я в конце рабочего дня не бегу к книжке.) это не их дело. что это за "общественность желает знать"? для этого и существуют все универсальные отмазки.
но выдавать нежелание читать за норму это однобоко. и уж гордиться этим точно не стоит
так же однобоко, как выдавать за единственно приемлемую норму желание читать и любовь к книгам.) а гордость за себя, даже гордыню, кста, я чаще у читающих наблюдаю.)
имхо
это ценностный спор, поэтому никто никого не убедит.) бой остроконечников с тупоконечниками, говорю же.)
да, я для полноты картины и принёс
____
Мне бы тоже хотелось оставить комментарий о своём впечатлении от этой дискуссии.
В прошлом году я прочитал вдвое больше книг, чем читал обычно. Изменилось и качество — больше науч.попа и публицистики, художки неосвоенных ещё жанров.
По итогам года, я ощутил, что изменился. Я стал мыслить иначе, видеть иначе. Это поразительный опыт.
Но как защитники чтения могут рассказать об этом опыте тем, кто его не испытал? Как, не испытав чего-либо, можно говорить, что этого и в природе не существует?
Зачем читать художественную литературу?
Затем же, зачем ходить в театр или кино, или в картинную галерею. Литература — это вид искусства.
Зачем читать не художественную литературу?
Затем, что это единственный пока способ изучить что либо. Лекции и обучающие фильмы, в которых вам перескажут прочитанные книги — весьма неполная альтернатива, свежие научные статьи освещают новое, а не фундаментальное, без которого это новое не на что поставить
Наверное, стоит обговорить банальные истины, что, мол, читать или не читать — личное дело каждого, и что, наверное, чтение должно быть в радость, а не самоцелью.
Но я верю, что величие человеческой культуры передаётся через книгу
При этом я не замечала, чтобы чтение оказывало серьезное влияние на что-либо, кроме этого. Я бы не сказала, что читающие люди лучше разбираются в людях, легче строят отношения и быстрее и точнее понимают отношение людей к себе, эффективнее планируют свое время и ресурсы, быстрее ориентируются в новых технологиях и могут лучше организовать свой быт, свою жизнь и других людей. Т.е. делают лучше то, что нужно в повседневной жизни большинству людей.
Вам ответит нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса
читать
ой, подождите-ка, меня догнала идея об отставании от знаний, за которые не стыдят. Я знаю математику на уровне начальной школы и только (ну, капельку мат. стата ещё). Это уровень, не знаю, тысячи три лет отставания от современной науки? Когда я возьмусь отодвинуть барьер неграмотности, что же я сделаю? Я прочитаю книгу! О, боже, так может, именно поэтому количество прочитанных книг имеет значение и вызывает холивары? Зря я сказал, что это другой разговор, это тот самый разговор)
По итогам года, я ощутил, что изменился. Я стал мыслить иначе, видеть иначе. Это поразительный опыт.
то, что вы описали, больше связано с качественным скачком в сознании, с познанием вообще. у меня один из последних таких скачков связан с занятиями музыкой: я осознала, что это очень точная конкретная наука, похожая на математику. раньше я об этом просто знала и читала, но осознала только сейчас.
__
я сама ратую за две вещи в связи с чтением и любым другим занятием:
1. сначала попробуй что-то сделать, а потом уже говори об отношении к этой деятельности.)
2. дело не в чтении, а в стремлении к развитию в принципе. если оно есть, человек найдет способы утолить информационный голод.
___
Когда я возьмусь отодвинуть барьер неграмотности, что же я сделаю? Я прочитаю книгу! О, боже, так может, именно поэтому количество прочитанных книг имеет значение и вызывает холивары? Зря я сказал, что это другой разговор, это тот самый разговор)
а я запишусь на онлайн-курсы, скорее всего + буду гуглить.) может быть, стану заниматься с репетитором. мне знания проще даются в диалоге, а режим учебы дисциплинирует.)
другая стратегия познания, ок, это я могу понять) но я думал об этом, и у меня остался вопрос - можно ли действительно изучить предмет, не прочтя не одной книги? у меня просто нет такого опыта.
но это уже немного подмена предмета спора. я могу читать книги чтобы получить знания, добраться до них. я не обязательно буду наслаждаться слогом, читая "Теорию вероятностей". если цель - знания, то человек сначала перероет всю доступную информацию по теме (а это и раньше были не только книги: странствия, поиск учителя - все это тоже важно в познании), а потом начнет производить знания - строить теории, проводить исследования.
изначально же разговор шел о любви к чтению. но что под этим подразумевается? если любовь к знаниям, то сейчас они доступны не только в письменном виде. если любовь к запаху типографской краски и шуршанию страниц, или наслаждение от процесса, от вида букв складывающихся в слова, то это уже что-то вроде фетиша - настаивать, чтобы все им прониклись, значит, посягать на их свободу выбора.)
Плюс даже если человек прочел несколько книг по своему предмету, и дальше читает только выходящие статьи, вероятно, что в опросе он скажет: "я не читаю книги".
думаю, эта дискуссия вышла несколько сбитой из-за того, что статистика говорит о книгах вообще, а многие из обсуждающих - только о художественной литературе (а я скорее только о нон-фикшне)
если любовь к запаху типографской краски и шуршанию страниц
фетишизацию именно бумажных книг и стоны по поводу их отмирания я тоже не понимаю) какая-то подмена смысла формой, приоритет личных пристрастий
спасибо за ответ, думаю, Вы здорово сдвинули стрелку моего скепсиса)
Baruffio, я, видимо, думаю только об академических. В голову только и приходят, что серьёзные науки. А если не академические — то это же скорее навыки, нет? навыки приходят только в работе
спасибо за дискуссию.
итак- здесь.
первое - в заглавном посте написано про электронные книги, аудиокниги. посмотрите. совсем не только про художественную литературу. про книги. могу предположить, что и учебники по физике там имеются в виду.
зачем читать художественную литературу во взрослом возрасте
ну, а как бы с чего я должна досконально объяснять каким-то левым людям в инете, почему я в конце рабочего дня не бегу к книжке.
а разве кто-то просил объяснять?
когда кто-то говорит, что у него не хватает времени жить/читать книги/изучать языки/общаться с детьми - это всегда отмазки. а причины этих отмазок никого не интересуют.
так же однобоко, как выдавать за единственно приемлемую норму желание читать и любовь к книгам
нет, если вас не научили читать. тогда повзрослев, книги вы будете не любить.
По итогам года, я ощутил, что изменился. Я стал мыслить иначе, видеть иначе. Это поразительный опыт.
после вуза был год, когда я почти не читала. я много общалась лично, много просматривала комментариев в соц.сетях (тоже букаффки), очень много видео, аудио, люди какие интересные встретились! - но без книг. и это был ужасный опыт.
красивая речь и широкий словарный запас могут быть нужны далеко не всем.
разумеется. поэтому в автобусе говорят "оплочивайте свой проезд")))
Или это не так ценно, как художественная литература?..
далась вам эта художественная литература. речь изначально - о книгах в целом. об электронных и аудиокнигах в том числе.
Вам ответит нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса
и хорошо, надо сказать, ответил)
и на остановке остановите!
разумеется. поэтому в автобусе говорят "оплочивайте свой проезд")))
Ну так именно, говорят и не умирают от этого.
Возьмем, например, маляра. Хороший, трудолюбивый парень, знает свое ремесло, неплохо зарабатывает. Не читает, делает ошибки в письменной речи (например, ться-тся) и в устной (к примеру, звОнит). Но в его окружении все так пишут, все так говорят и все мало читают. Вопрос: зачем ему начинать читать, если ему это скучно, и это никак не может повлиять ни на его успешность в работе, ни на взаимодействие с окружающими?